Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей и мотоциклов в Минске

Как устроен EGR. Глушить или не глушить ЕГР

Как устроен EGR. Глушить или не глушить ЕГР

Сегодняшняя тема ЕГР и его глушение. Даже если вам не очень интересна эта тема - содержимое статьи может быть любопытным, с точки зрения взаимного влияния друг на друга разных систем автомобиля.

Начнем с самого начала. Посмотрим что вообще такое ЕГР и откуда он взялся, зачем нужен, к каким побочным эффектам приводит его работа - к хорошими и к плохим (и те и другие есть). К чему приводит глушение ЕГР, опять же есть эффекты и положительные и отрицательные.

Речь по умолчанию идёт о дизелях. К бензиновым автомобилям относится в значительной степени все то же самое, но есть лишь некоторые специфические отличия.

Как и зачем работает EGR.
В обычном старорежмном двигателе без EGR с одной стороны подается воздух, в цилиндрах перемешанный с топливом он сгорает и образовавшиеся продукты, то есть дым - улетают в глушитель. Проблема в том что в составе выхлопа есть не полезные вещи, в том числе оксиды азота. Злые экологи потребовали снизить их концентрацию. Авто-производители пошли в Википедию и прочитали там что для образования оксидов азота нужно много кислорода и высокая температура.

Значит надо уменьшить концентрацию кислорода и снизить температуру. Оказалось, что если добавить во впуск немного выхлопа, результат будет достигнут и изобрели устройство которое это самое и делает. На самом деле изобрели его раньше, но сегодня не об этом. Устройство назвали - системы рециркуляции выхлопных газов или EGR.

Работает так - часть выхлопа подается обратно во впуск, если со снижением концентрации кислорода все понятно, его выходы просто нет и он вытесняет собой часть кислорода из воздуха, то как подмешивание в холодный воздух горячего выхлопа способствует снижению температуры - не очевидно. Тем не менее так оно и есть. Суть работы ЕГР в уменьшении количества кислорода и снижении температуры в цилиндрах, чтобы загнать тем самым выбросы вредных оксидов азота в норму. Цель достигнута.

Однако появились проблемы. Во первых, надо как-то дозировать количество выпускных газов подаваемых во впуск, для этого в систему ЕГР внедрили клапан умеющий открываться, закрываться или открываться частично. В современных автомобилях он управляется мозгами. Клапана оказалось мало, на помощь пришла дроссельная заслонка, до сего момента в дизелях ну фактически не нужная. Во-вторых, выхлоп горячий, а чем теплее газ, тем меньше его при прочих равных получается запихать в тот же объем, то есть ухудшается наполняемость цилиндров. Эту проблему решили теплообменником, через который течет охлаждающая жидкость двигателя. Проходя через теплообменник выхлоп остывает, а антифриз на оборот нагревается. Примерно в таком виде существуют современные системы EGR.

Попутно возникли побочные явления которыми грех было не воспользоваться. Во-первых, в дизельном двигателе впрыск топлива производится на такте сжатия, когда поршень идет вверх, чем позже впрыск в разумных естественно пределах, тем мягче работает мотор и тем меньше он жрет. Но, в то же время тем выше в цилиндрах температура. Поскольку система ЕГР нам температуру снизила, стало возможным сделать впрыск более поздним без риска перегрева и возникновения локальных перегревов в цилиндрах двигателя. Это такая приятная плюшка. Второй эффект более очевидный, поскольку выхлопные газы
проходят через теплообменник с антифризом, они тем самым подогревают двигатель, то есть прогрев двигателя ускоряется, двигатель меньше работает в не прогретом состоянии, а значит меньше изнашивается и опять же меньше жрет.

Тритий эффект относится к бензинзиновым моторам, бичь бензо моторов - насосные потери. Суть в том, что при прикрытой дроссельной заслонке весьма ненулевое количество энергии тратится на преодоление её сопротивления воздуху. Наличие EGR снижает разрежение в задроссельном пространстве, уменьшая таким образом насосные потери, а значит улучшает экономичность.

Вред от EGR.
Зачем же ЕГР отключают если он так хорош. Сначала о том как отключают EGR. Делается в общем то просто, путем установки заглушек. В современных машинах к тому же приходится перешивать мозги, чтобы не пришел злой check engine и возможно не случилось некорректная работа двигателя. Таким образом движение газов после глушения происходит так, будто никакого ЕГР нет вовсе.

В пользу отключения приводят такие аргументы. Во-первых - в выхлопе содержится сажа, которая прилетает в цилиндры вместе с чистым воздухом, попадает в пару трения - поршень и цилиндр, чем увеличивает его износ. Второй аргумент, разного рода картинки с обезображеными мазутообразными отложениями клапанов ЕГР и впускным коллектором. Этот аргумент считается решающим и не требующим комментариев, вы же видите грязь, а она мало того что есть, вся эта дрянь еще и летит в мотор.

Третье. Машина дымила EGR заглушили - дымить стало меньше.

Четвертое. (Контрольный) Для стран третьего мира выпускается такой же точно мотор, без ЕГР с завода и все с ним абсолютно в порядке, а значит вреда никакого от глушения EGR нет и быть не может, все предусмотрено конструкторами. Таким образом вывод в общем-то понятный. Отказ от ЕГР, глушение этой системы никакого вреда не приносит, ну кроме экологии, приносит только пользу, а значит его глушить можно и нужно, вот собственно и все, подписывайся и спокойной ночи.


Вы еще тут? Это хорошо. Помните историю с полной заменой масла в автомате, которая вроде как приводит неминуемой смерти коробки - и приводятся фактические подтверждение причем. Но если чуть-чуть копнуть глубже, разобраться в чем там дело - оказывается что все вообще не так. С ЕГР песня примерно такая же. Давайте разбираться как на самом деле все обстоит с EGR.

Недостатки EGR.
Недостатков ЕГР по большому счету два. Первый как ни странно экологический. ЕГР увеличивает количество сажи в выпуске и увеличивает количество оксида азота, который СО. Приходится бороться с этим безобразием катализаторами и сажевыми фильтрами. Второй недостаток те самые ужасные картинки с заросшими мазуто-образной грязью, впускным коллектором и самой системой EGR. Теперь когда мы понимаем как все это работает и на что влияет в комплексе, давайте посмотрим, к чему каким последствиям приводит глушение EGR.

Последствия глушения EGR

Конечно бяки во вкус полетит меньше. Было бы странно с этим спорить, но как ни странно, даже тут все не так уж примитивно. Давайте посмотрим на страшные картинки с мазуто-образными отложениями и теперь заглянем в выхлопную трубу. Как видите в трубе, куда летит то гораздо больше выхлопа, ничего подобного не наблюдается. Почему? Потому что наросты, образует не выхлоп сам по себе, а смесь горячего выхлопа с парами масла и следующий вопрос который возникает - откуда масло во впускном тракте. Основных поставщиков два, это система вентиляции картера и турбина. Пока мотор исправен, все с этим в общем то нормально, и то и другое сильно много масла в мотор не гонит. По мере износа цилиндро-поршневой группы - давление в картере возрастает, система вентиляции картера перестает справляться с иссечением паров масла и они успешно летят во впуск, где все вот эту вот дрянь, вместе с выхлопом и образует. Примерно то же самое относится и к турбине, по мере износа она все больше поставляет масла во впускной тракт двигателя.

Отсюда два следствия. Первое. В исправном двигателе масло во впуске мало, а потому наросты не образуются и достаточно время от времени профилактически чистить впускной тракт и ЕГР в том числе. Лучше это делать примерно раз в сто тысяч.

Второе следствие. В изложенном двигателе где в масло летит во впуск в достаточном количестве чтобы образовывать вот эти вот страшные наросты, очевидно глушение ЕГР поставки масло в двигатель не прекратит и оно успешно будет лететь туда в цилиндры, там гореть и образовывать нагар на поршнях, на клапанах и везде где сможет.

На тему повышенного износа цилиндро-поршневой группы двигателя от того, что туда попадает выхлоп вместе с сажей и работает как образив и вроде как увеличивает тем самым износ - пары поршень и цилиндр. Сажа образуется непосредственно в цилиндре и от того что ее часть небольшая вернется опять цилиндр - принципиально там ничего не изменится, по крайней мере современные дизельные двигатели, которые сами по себе нормальные, они ходят многие сотни тысяч и почему-то не разваливаются.

Температура в цилиндрах.
Применение ЕГР снижает температуру в цилиндрах, он для этого сделан - для снижения температуры. Зачит когда мы ЕГР глушим, температура неминуемо повышается, возможно до неразумных значений. Сторонники глушения ЕГР возражают на это аж сразу двумя контраргументами. Во первых ЕГР работает только на переходных режимах, в режиме тапка в пол с полной нагрузкой он закрывается, а именно в этом режиме температура самая высокая в цилиндрах, значит при глушении ЕГР, который работает только на переходных режимах, ничего страшного не случится, температура останется в пределах нормы. Звучит логично, но к сожалению есть факты когда люди и они достаточно многочисленны - после глушения ЕГР получали локальные перегревы и поведенные головки блока цилиндров.
Если температура антифриза поднялась на несколько градусов, температура в цилиндре значит поднялась как минимум на несколько десятков градусов и насколько это вредно для конкретного мотора никто не знает. Второй контраргумент есть точно такой же двигатель для стран третьего мира, в котором EGR нет с завода, где конструкторы все предусмотрели и никаких перегревов там нет и быть не может, значить EGR можно глушить совершенно спокойно.

Товарищи, а кто вам сказал что мотор точно такой же? Ну по железу может быть, а прошивка там другая и угол впрыска более ранний и отсюда кстати следует правильная методика глушения EGR если уж хочется - влейте прошивку от такого вот, как раз двигателя. Будет чуть больше жрать, будет громче тарахтеть, но зато по крайней мере с ним ничего плохого не произойдет гарантировано. Это предусмотрели конструкторы двигателя.

Последствия глушения EGR.
Давайте резюмируем последствия глушения ЕГР на исправном моторе, а потом глянем что может происходить на исправном не очень.

Положительные следствия глушения EGR. Во первых. Не нужна профилактическая чистка впускного тракта и самой системы EGR. Во вторых. Сажи чуть меньше, а значит сажевому фильтру при его наличии живется чуть легче. В третьих. Моторное масло темнеет медленней.

Отрицательные последствия глушения EGR. Растет температура в цилиндрах, а следовательно и риск возникновения локальных перегревов и попадалово на ремонт двигателя. Второе. Замедляется прогрев, значит двигатель больше времени работает в не прогретом состоянии, увеличивается его износ. Третье.

Увеличивается расход топлива и кстати в свете этого уже не факт что сажавику живется легче с отключенным EGR. Наконец четвертое. Портится экология, о чем к сожалению думать не принято, а жаль.

На наш взгляд вреда больше чем пользы, а вы уж сами решайте что для вас важнее.

А теперь давайте посмотрим к чему может привести в глушении ЕГР на изношенных двигателях, просто пару примеров, потому что тема необъятная, мы даже пытаться не будем.

Из трубы валит черный дым, глушим EGR, дыма становится меньше. Но как обычно надо копать в сторону причины, а причина может быть например - в льющих форсунках, потому что черный дым - это переобогащенная смесь. И когда мы глушим EGR - сажаобразование действительно уменьшается, но что происходит при этом еще. Когда форсунка льет, температура в цилиндре может быть неразумной. Прогоревшие поршни в дизелях никого не удивляют, как раз по причине льющий форсунок. Когда мы глушим ЕГР, у нас температура в цилиндре и без того неразумная, повышается еще больше. Таким образом симптом то мы купировали в виде черного дыма, а проблему только усугубили.

Второй пример - сильный изношенный двигатель, который уже при-смерти. В таком двигателе маленькая слабая компрессия, поэтому температура в конце такта сжатия недостаточная для того чтобы нормально воспламенялась смесь, а EGR к тому же эту температуру еще сильнее понижает. И это тот самый случай, когда глушение системы EGR может продлить агонию умирающего двигателя. Глушим EGR, температура повышается и он как-то лучше начинает работать, то есть мы температуру приближаем к нормальному её значению.

Такая вот загогулина с EGR. Дайте сами, решайте сами. Надеемся информацию к размышлению мы предоставили максимально развернуто.

Карта сайта